Самая распространенная ошибка актеров при работе с текстом
Название статьи условное. У всех разный опыт. Я делюсь исключительно своим. То, что чаще всего наблюдаю сама. Пишите в комментариях свое мнение. Буду благодарна.
Чаще всего я наблюдаю интересную картину, которая в реальной работе не воодушевляет. Некоторые актеры зазубривают текст новой постановки еще до начала репетиций и приходят в «полной боевой готовности». Может показаться, что это здорово. Люди готовы здесь и сейчас полноценно окунуться в работу. Но я убеждена, что это катастрофа. В реальности мне не приходилось видеть, чтобы после этого хотя бы один человек смог нормально вжиться в произведение. Где-то, возможно, такие есть, но я лично их не встречала. Прежде чем начинать заучивать текст надо знать посыл и требования режиссера к вашей роли. Не будет лишним разобрать произведение и выяснить максимальное количество нюансов, которые будут сопровождать эту постановку. Требуется уточнить действия партнера. Каждая деталь будет влиять на ваш образ. Если бездумно заучивать слова оторвано от этих фактов, то получится следующее:
1. Словесная физкультура. В лучшем случае актер будет четко и быстро произносить заученные фразы, мало беря во внимание партнера. В таких обстоятельствах у людей часто возникает страх сбить ритм. Вырабатывается боязнь пауз. Возникает темпоритмическая монотонность.
2. Слабое погружение в роль. Если текст выучен «на пустую», то потом переучить его будет сложно. А чтобы вложить смысл, придется: и сломать монотонность, и найти смысловые ударения, и подключить живые реакции. Если актер попытается это сделать, то заученный текст тут же вылетит у него из головы. На этом этапе 99 процентов актеров бросают всякие попытки обрести хоть что-то стоящее и возвращаются на комфортные «рельсы». Приговор спектаклю подписан.
3. Усиленная энергетическая подача. Это последний инструмент, который используют актеры в подобных случаях, путая эмоции с напором. Происходит вынужденная подмена одного другим. Пытаясь удержаться в комфортной зоне, исполнитель усиливает энергетическую подачу, тем самым имитируя эмоции.
В итоге мы получаем спектакль-физкультуру, где все: четко, быстро, монотонно по темпоритму. Ситуация искусственно становится настолько малозначительна, что не вызывает особых эмоций не только у зрителя, но и у самих исполнителей. И это несмотря на то, что актеры могут взвинчивать энергетический напор на высокий уровень, доводя себя до срывов. Я такое называю резонерством на сцене. Но природа человека такова – зритель всегда интуитивно чувствует фальшь и никогда не спутает истинные эмоции с надуманными.
Вскоре актеры настолько привыкают действовать подобным образом, что все их работы становятся схожими. Такой подход, конечно, проще, но это не поможет создать ни одного стоящего спектакля.
О таких постановках в лучшем случае можно услышать: «Здорово! Все четко! Супер. Современно!»
Вы не услышите эмоциональной вовлеченности. Не будет, если вы не зададите наводящих вопросов, смакования деталей. Все в общих чертах.
PS. Форма работы в театре во многом зависит от режиссера. Иногда поощряется заучивание текста до разбора произведения. Но есть куча учебников, где описаны все стадии работы с текстом. Не будет лишним иногда об этом вспоминать.
Хотите дополнить статью или предложить тему? Пишите в комментариях!
Рубрика «Самоучитель по выживанию»