Быть лучше всех в театре!
Все, что вы прочитаете здесь, основано исключительно на моем жизненном опыте. Ваш опыт может быть совсем другим. И он очень интересен – делитесь им в комментариях!
Нередко в театрах можно заметить соревновательный момент между актерами. Он подогревает интерес и азарт к работе. Это скорее положительное явление, нежели отрицательное. На сцене царит творческая атмосфера, где люди помогают друг другу погрузиться в материал, стимулируя фантазию. Но – то самое злополучное «но»! – театр не то место, как это ни странно прозвучит, где можно идти на поводу у подобных чувств, позволяя им брать над собой верх больше, чем надо для работы.
Влияние на нервную систему
Как только актер начнет соревноваться с коллегами осознанно, чтобы переиграть всех, он попадает в патовую ситуацию, из которой невозможно выйти победителем. Даже если это человек-оркестр, которому под силу многое, все равно найдется кто-то, кому что-то дается лучше. Кроме того, абсолютное большинство кое о чем забывает. Мы растем, меняемся, становимся старше – и обретаем другие возможности. Что прежде было недосягаемо, вдруг становится доступным, а что вчера мы делали легко, вдруг оказывается немыслимо сложным. Ничто не остается неизменным. В таких обстоятельствах стремление всегда быть лучшим пагубно влияет на человека, заставляя его пребывать в состоянии стресса круглые сутки.
Патовая ситуация
На мой взгляд, такие игры не способствуют гармоничному развитию творческой личности. Одно дело, когда человек стремится улучшить и развить собственные способности, основываясь на личных уникальных особенностях. Совсем другое, когда актер, поддаваясь азарту соревнования, убивает годы на то, чтобы обогнать гипотетических Глашу и Дмитрия, которые тоже в своем развитии не стоят на месте. Такие игры могут отнять у человека годы, лишив радости сотворчества и личного роста. А итог одинаков. В один прекрасный день придут Рома и Катя, которые начнут наступать на пятки. И любителю соревноваться придется вставать в оборону. Патовая ситуация. Если ты всю творческую карьеру играл в догонялки, то должен понимать, что однажды появится кто-то, кто начнет догонять тебя. Проигрыш неизбежен.
Такие игры приносят дискомфорт коллегам по цеху
Актеры, которые ставят на то, чтобы быть лучше всех, – очень тяжелые партнеры. На сцене в идеале должна царить творческая атмосфера, а не соревнование. Ни одна постановка не подразумевает таких партнерских отношений. Напротив. Режиссер всегда старается создать ансамбль в спектакле. Только при этом условии история будет максимально выигрышно смотреться для зрителя. Это означает, что каждому персонажу отведена своя роль и по яркости, и по набору инструментов. В такой ситуации человек, который по максимуму тянет одеяло на себя, способен свести старания партнеров и режиссера на нет. Как правило, этой категории людей не приходит в голову, что их партнеры не демонстрируют все свои способности, а выдают ровно столько, сколько здесь и сейчас нужно режиссеру. Театр был и остается коллективным трудом.
Театр – коллективное творчество
Абсолютное большинство театров в нашей стране имеет труппу и ставит спектакли не с одним персонажем, а с несколькими. В таких условиях бессмысленно пытаться обскакать коллег. Количество игроков не изменится, как бы виртуозно вы ни работали, а вот риск потерять контакт с партнерами и режиссером велик. При правильном же подходе можно совместными усилиями создать крепкий ансамбль и интересную историю.
Отдельные режиссеры спонсируют подобную линию поведения
Стоит отметить, что некоторые режиссеры спонсируют соревновательный эффект, полагая, что это заставит актеров работать лучше. Но, по моим наблюдениям, это ни разу не принесло ощутимого результата, зато нередко становилось причиной конфликтов. Гораздо эффективнее умение увлечь своей идеей.
P. S. Любой театр – это коллектив. Взаимное уважение – основа здоровой рабочей обстановки. Соревнование партнеров или дублей пагубно сказывается на результате. Природу не обманешь. Если актер ставит своей целью обскакать коллегу, то автоматически упускает основную задачу - цели и мотивы своего персонажа. Мозг устроен интересным образом. Он не может эффективно решать две проблемы одновременно. Отдав приоритет первому, вы неизбежно жертвуете вторым.
Хотите дополнить статью или предложить тему? Пишите в комментариях!
Рубрика «Самоучитель по выживанию»