Почему я перестала писать для театра
Почему я перестала писать для театра? Потому что потеряла смысл. Ничего, кроме огорчения и разочарования в людях, это не принесло.
Если к книгам и сказкам я отношусь как к добровольной благотворительности, то театр всегда был для меня работой. Пьесы и инсценировки тоже создавались для работы. Когда ты знаешь, как все устроено изнутри, то пишешь с учетом известных факторов. Четко понимая, что реализуемо в рамках спектакля, а что нет. Первое мое образование и опыт – драматические. Но я много лет тружусь в театре для детей. Хорошо знакома и с театром кукол, и с театром драмы. Мне не сложно написать произведение, которое удобно адаптировать на обе сцены. Но! Я оказалась не готова к беззастенчивому воровству. Только сейчас понимаю, как это было наивно. Такая вот оптимистка.
Уже сейчас я прекрасно знаю, что нечистые на руку люди есть везде. В силу возраста и опыта вижу: воровать им выгодно, их никто и ничто не остановит.
Не надо полагать, что все режиссеры и театры такие. Нет. Но даже одного или двух печальных случаев достаточно, чтобы отбить у драматурга желание тратить время на то, что станет причиной огорчения. Я писала для детей. У пьес и инсценировок такого порядка есть своя специфика. Язык должен быть легким, современным, но максимально приближенным к классике. Тогда произведение будет одинаково хорошо восприниматься и детьми, и родителями. Эти тексты даются очень сложно. Я тяготею к формальному взрослому языку с долей сарказма. А раз я изначально предполагала двойную адаптацию и под театр драмы, и под театр кукол, то сконструировала пьесы и инсценировки таким образом, чтобы можно было перенести действие на сцену без особых потерь, внеся необходимые изменения. Но сколько же всего я наслушалась от пойманных за руку воришек!
Свою адаптацию под нужды конкретного театра люди воспринимают как улучшения. А то, что они без разрешения присвоили свое имя чужому тексту, должно, по их мнению, заставить трепетать пострадавшего автора от восторга.
Вся эта грязь однажды вынудила меня встать из-за стола и больше никогда, ни при каких обстоятельствах не писать для театра. И вам не советую. И по сей день, хотя я уже много лет ничего не создаю для сцены, мне то и дело устраивают неприятные сюрпризы. Мои же пьесы и инсценировки превратились в источник бесконечных огорчений. Если хотите жить спокойно, никогда не пишите для театра!
Хочу обратиться напрямую к тем, у кого руки чешутся «улучшить» чужой текст и подписать его своим именем.
Не берите. Не делайте никому такого одолжения. Не надо вам, великим, даже мучиться с этими пьесками глупых никчемных авторов. Вы наверняка все сделаете гораздо талантливее, если будете писать с чистого листа. Попробуйте. А вдруг у вас настоящий дар драматурга? Зачем же опускаться до плагиата «корявых» текстов, если у вас все и так здорово получается? Только не надо говорить, как вы загружены. Справитесь. Я верю. Если у вас есть время переписывать, то найдется и время написать. Почему вы решили, что у автора-первоисточника это заняло меньше времени, чем у вас? Испытываете какие-то сложности в разработке? Вот удивили! А у других, наверное, буквы сами на страницы прыгают! Писатели просто это скрывают ото всех. Или им феи по ночам строчат. Но ничего. Главное ведь – начать. А там уж все само собой и как по маслу!
Есть чем дополнить статью? Пишите в комментариях!
Елена Костоусова
Заметка Благодарность театрам
Рубрика «Будни писателя»