Мы рады вам!
Главная Блог Будни писателя

«Театральное пиратство» и его последствия

если вы решились писать драматургию, то эта статья для вас

Оговорюсь сразу: в России много театров, которые заботятся о своей репутации, не опускаются до того, чтобы оскорблять авторов или уклоняться от выплат процентов за работу с произведением. Не стоит воспринимать эту статью как огульное обличение всех театров. Ни в коем случае. Аспект, о котором пойдет речь, встречается, но его не назовёшь классикой жанра. Однако если вы решились писать драматургию, то эта статья для вас.

Факт «театрального пиратства»

Многие авторы сталкивались с подобным явлением. В некоторых театрах это воспринимается как норма. Но на самом деле подобные действия квалифицируются как нарушение закона об авторском праве. Однако стоит отметить: в театре могут и не знать о том, что нарушили чьи-то права, так как у режиссера-постановщика немало возможностей скрыть источник произведения, не известив театр о плагиате. Складывается запутанная ситуация, которая служит великолепной основой для развития «пиратства». Давайте разберемся.

Нарушителями могут быть:
- Театр.
- Режиссёр-постановщик.
- Другой автор.

В каких случаях театр может нарушить авторские права? Мне известен лишь один пример явного нарушения: сокрытие истинной статистики по прокату спектакля для уменьшения выплат автору.

Во всех приведенных ниже случаях театр может пребывать в неведении, если пьеса взята по рекомендации режиссёра-постановщика:
1. Рерайтинг и копирайтинг: пьесы и инсценировки переписывают и переделывают, чтобы изменить авторство.
2. Меняют лишь название произведения и имя автора.
3. Меняется только имя автора. Это самый любопытный вариант. Чаще всего его используют в инсценировках по существующим классическим произведениям. Выставляется авторство уже почившего классика. Выходит, что пьесу написал давно ушедший человек, что невозможно априори! Либо источником указывается фольклор. Платить никому не надо.

Закономерный вопрос: зачем? Причины могут быть разные, но чаще всего они сводятся к финансовой выгоде или эгоцентризму отдельно взятого сотрудника театра. Как правило, этому человеку даже не приходит в голову, что при возникновении проблем ответственность за преступление будет нести не только он, но и театр. Проблема коснется всех. Хоть и в разной степени.

К чему привело подобное отношение к авторскому праву на примере театра для детей?
Удивительно, как оскудел фонд современных пьес для детей и подростков. Профессиональные писатели редко тратят силы на подобную драматургию, не желая тонуть в спорах, а иначе, потратив время и силы, не получить никакой отдачи. Я не буду сейчас распространяться, почему так важно, чтобы язык произведения был литературным, современным и понятным для малышей. Важно то, что современным малоизвестным авторам просто нет смысла вкладываться в проекты, которые принесут лишь огорчения. Где зачастую творческий человек не только ничего не получит за свой труд, но еще и будет вынужден доказывать, что это его работа. В таких обстоятельствах плодотворное развитие драматургии для детей невозможно. Конечно, это не касается уже известных авторов. Никто не посмеет обойти их на повороте. Но их слишком мало, чтобы пополнить фонд современной пьесы.

Почему авторы хотят деньги за свои произведения?
Гостеатры берут на постановку пьесу, чтобы извлечь из этого материала финансовую выгоду. Автор имеет право на свой процент. Это уже коммерческая составляющая. Если театры уклоняются от обязательств, наложенных на них законом, а сами при этом получают прибыль, значит, драматург работал впустую. Это неуважение к чужому труду. Речь идет о 0–10 процентах. В среднем автор получает 3–5 процентов от валового сбора. Немалую часть этих денег получит авторское общество – за посредничество между ним и театром.

А если театр категорически не хочет платить?
Все просто. Любой театр самостоятельно подбирает репертуар. Авторы могут лишь предлагать свои произведения к постановке. Если театр не устраивают условия сотрудничества, он попросту откажется от данной пьесы или инсценировки, сосредоточившись на любом другом писателе и его творчестве.

Театр ввели в заблуждение. Он не был в курсе того, что нарушает чье-то авторское право.
Любой театр, заключая договор на постановку спектакля, вправе внести в него пункт об ответственности и варианты взыскания с режиссёра-постановщика, если тот злонамеренно обманет театр относительно пьесы или инсценировки, которая взята на постановку по его рекомендации или «создана» им самим. Если же пьесу выбирает сам театр и осознанно меняет информацию о авторстве, то и ответственность нести ему. То же относится и к автору, присвоившему чужое произведение.

Ситуации бывают разные. Может быть один ответчик в суде, а может быть и несколько. Такой вопрос требует консультации со специалистом в авторском праве.

Подводим итоги
Множество писателей игнорирует нишу драматургии для детей, зная не понаслышке о возможных подводных камнях. А потому очень опрометчиво поддерживать «театральное пиратство». Это неизбежно приводит к качественному падению уровня самого театра. Тем из уважаемых читателей, кто планирует писать для театра с целью финансовой отдачи, я от души желаю удачи, творческого полета и того, чтобы вы никогда не столкнулись с этим явлением на практике. Искренне надеюсь, что «театральное пиратство» изживет себя и вскоре мы не увидим даже его отголосков.

Рубрика «Будни писателя»

Нет аватара
Пользователь

Авторизируйтесь

Ваша корзина пуста

Добавить товары