Размышления о балловой системе, или «Не искушай»
Во всех государственных учреждениях зарплата сотрудников формируется по принципу «ставка + доплаты за заслуги или достижения + баллы». Официальные названия этих параметров могут варьировать, но суть неизменна. Ставка, которая была и есть, – минимальна. Достижения и заслуги – не постоянны. Основная борьба разворачивается за пресловутые баллы, которые помогают существенно увеличить размер трудового вознаграждения. О них и поговорим.
Баллы на разных предприятиях формируются по-своему. Если сказать упрощенно, то вы набираете галочки за различные виды работ. Вроде бы все замечательно. У руководства есть законный повод повысить сотруднику заработную плату за хорошо сделанное дело, а тот, в свою очередь, может повлиять на это, взяв на себя расширение или подойдя к работе творчески. Так предполагается. Выходит очень милая, почти идеалистическая картина. Что же не так? Почему система работает ущербно? Что случилось?
А случился пресловутый человеческий фактор, или так называемая русская народная смекалка.
Складывается впечатление, что система намеренно создана для раздувания показателей. Так это или нет – мне не ведомо. Но люди, быстро распробовав предложенные правила игры, подошли к делу с фантазией, которой могут позавидовать даже создатели этого великого эксперимента.
А теперь смотрим в суть.
1. Работать нет нужды. Достаточно физического присутствия на рабочем месте и видимости того, что вы трудитесь не покладая рук. Конечно, минимальный объем работ выполнить придется. Почему не нужно трудиться на совесть? Ставка никуда не денется. К тому же она минимальная. Чтобы получить сумму, на которую можно выжить, нужны баллы.
2. Боремся за баллы. Их зарабатывают по-разному. Педагоги, медики, научные сотрудники: все, кто завязан в государственных структурах, пишут бесконечные работы, проводят вечера, разрабатывают всевозможные проекты. Выбор зависит от специализации. Делается все, чтобы накрутить эти пресловутые баллы. А когда этим заниматься? Не дома же! Правильно: на рабочем месте! Вместо выполнения своих обязанностей народ добывает баллы с 8:00 до 20:00, иначе получит на руки лишь ставку.
3. Повышаем статистику. О! Это очень творческая задача. Надо умудриться сделать так, чтобы новые успехи не оказались хуже предыдущих. Это хорошо заметно на примере медиков с их плановыми прививками. Как только ввели новую систему, крик о необходимости прививаться не утихает. А почему? Потому что вредные пациенты не хотят их делать, срывая показатели! И куда девать препараты? И деньги зря пропадут, и показатели ни к черту! И полиция начинает усердней собирать пьяниц на улицах в период отчетности. Не обращали внимания? Показатели важны во всех структурах и привязаны к зарплате. Теперь их падение или подъем весьма чувствительно отражаются на зарплатах отдельных сотрудников (это уже зависит от предприятия).
4. Антиконкуренция. Конечно и безусловно, авторы реформы усилили конкуренцию! Только не там, где планировали. Повысилась конкуренция в сфере зарабатывания баллов и заслуг для галочки, но не в работе. А так как госструктуры в подавляющем большинстве представляют собой сферу обслуживания (образование, медицина, полиция), то люди быстро и неотвратимо почувствовали ухудшение на собственной шкуре. Показатели – о-го-го, а по факту – караул!
5. Гусь свинье не товарищ. Любая конкуренция ведет к разладам на рабочем месте. Если вы заставите людей что-то делить, то раздробите коллектив. Что и происходит. Все давно отметили, что в обществе нарастают ожесточенность, общая озлобленность, равнодушное отношение к чужим проблемам. А чего вы хотели? Вы заставили людей выживать, а теперь удивляетесь? Они и выживают. А когда речь идет о выживании, человек думает о собственной семье в первую очередь. Я не буду сейчас перечислять, на какие уловки идут люди, чтобы «отжать свое», но зачастую они весьма неприглядны. «Не искушай» – очень хорошее выражение. Система с применением баллов искушает многих. Справедливости ради надо отметить, что ожесточенность базируется не на одной лишь системе оплаты труда, но все же играет немалую роль, приводя к разобщенности в целом по стране.
К каким выводам мы приходим? Не стоит надеяться, что новое поколение впишется в систему. Нет. Не впишется. Даже не буду объяснять почему: слишком много факторов. Достаточно назвать один: отечественная литература. И да, наши дети ее читают! Одного этого достаточно, чтобы система никогда не прижилась. Она ущербна. Себя не оправдает, но разрушает наше общество на корню. И тут уместно повторить вопрос: что случилось? А случился пресловутый человеческий фактор!
Система может работать – и работает – лишь при одном условии: хороший, высокоморальный, образованный директор, который любит свою работу, свой коллектив и распоряжается этой системой во благо своим людям. Он не позволяет им конкурировать, не дает системе их разрушать, а использует ее как инструмент для развития сотрудников и повышения уровня их жизни. Он распределяет нагрузку так, чтобы она не наносила урон профессиональной деятельности, повышая спрос на услуги и завоевывая доверие потребителя. Есть ли такие учреждения? Конечно! Но их все меньше. Такой директор – на вес золота. А надеяться на то, что подобных людей хватит на всю страну, – утопия.
Мое мнение, которое не претендует на истину, таково.
Я считаю, что все государственные службы должны быть высокооплачиваемыми. Конкуренция обязательна на уровне поступления на работу (за хорошую зарплату, гарантии и соцпакет), но никак не в коллективе. Там человек должен выполнять свои прямые обязанности: врач – лечить, учитель – учить.
Работа на государство должна быть с неоспоримыми преимуществами и с лучшими гарантиями. Эти работники – представители самого государства, его лицо. Но и отбор туда должен быть, как в космос. Слишком участились случаи срывов на рабочих местах с неадекватным поведением. Особенно жесткой проверка должна быть во всех учреждениях, которые относятся к работе с детьми, медструктурах, полиции: тех сферах, где возможно нанести ощутимый вред человеку. А раз приняли на должность, предоставьте хорошие условия для труда, не треплите нервы. Такую работу будут ценить. За нее будут держаться.
К слову, если бы кто-то из частников давал своим сотрудникам такие же гарантии, как и государство, то было бы не лишним это поощрять: снижать налоги или вовсе не облагать ими.
А что думаете вы? Насколько состоятельна существующая система?
Елена Костоусова