Мы рады вам!
Главная Блог Будни писателя

Абсурдность ситуации с РАО и ТА


будни писателя

Эта статья основана на одном конкретном случае, которому мы были свидетелями. Если у вас совершенно иной опыт общения с организациями и вы хотите им поделиться, обязательно опишите его в комментариях для полноты картины!

Не так давно РАО перестало быть одной организацией. От могущественной структуры отделилась новая – ООО «Театральный агент» (ТА). Новорожденному вменяется собирать проценты и разруливать любые ситуации, связанные с драматургическим материалом, который передан в их ведение. Хоть по документам оба предприятия и относительно независимы, на деле это одна корпорация с такими активами, как агенты на местах и т. д. В общем и целом, ситуация понятна. Переходим к сути дела.

В основном РАО и ТА занимаются сбором процентов за использование произведений авторов, но случаются и конфликты. Заимствование, а по-простому плагиат, в драматургии – не такая уж и редкость. Когда театр берет пьесу на постановку, он в обязательном порядке отсылает всю документацию по новому спектаклю в РАО или ТА. Так как сейчас организаций две, то это требует уточнения. Но по сути для нас ответ на этот вопрос не имеет значения: это все еще одна корпорация с разными структурами. Почти автоматически регистрируется текст (что очень важно), если этого не произошло ранее. А если материал умышленно позаимствован у одного автора и намеренно приписан удобному другому, то появляется новоиспеченный, как горячий пирожок, продукт, за который театру не надо платить. И да, вы правы, это практически узаконенный способ мошенничества с драматургическим материалом, при котором авторство одного человека волшебным образом приписывается другому. Но это только цветочки.

Если автор-первоисточник узнает о том, что его текст был взят на постановку, но изменено авторство, то он попадает в патовую ситуацию. Театральному Агенту затруднительно выставить претензию автору-нарушителю, зарегистрированному по правилам у него или в РАО, так как это конфликт интересов. Они все еще одна корпорация, которая должна заниматься защитой своих авторов. Не будем долго вдаваться в детали. К чему мы приходим?

Нарушителю, которого прикрывает театр, конфликт невыгоден. Он будет сидеть тихо. А вот реальному автору захотелось бы расставить все точки над «и». Но это будет невероятно сложно. Выходит, что РАО и ТА невольно защищают недобросовестных драматургов и покрывают воровство текстов, ведь у них нет механизма для решения подобных вопросов. А он жизненно необходим для защиты авторского права внутри организаций, так как похищенные произведения в первую очередь регистрируются театрами у них же.

Огромную роль играет и другой аспект. Нередко авторство пьес и инсценировок приписывают давно ушедшим людям. Или указывают, что в основу положен фольклор. В этом случае театру не надо платить процент за использование, а плагиатору – регистрироваться, что может выйти ему боком. Тут есть нюансы, но сейчас они нам не интересны. Возникает крайне любопытная ситуация. В официальных списках произведений почившего классика таковых пьес и инсценировок не числится. Но если посмотреть на афиши театров, то окажется, что они писали, пишут и будут писать. Со всем нашим уважением, это невозможно! И кому выставлять претензии при нарушении авторских прав? По какой причине авторские общества продолжают упорно закрывать на это глаза, остается загадкой. Это не только поддерживает воровство, но и напрямую ему способствует, уводя от ответственности недобросовестных граждан. Театру же достаточно упомянуть, что текст его по такому-то классику, и дело в шляпе. Но ведь произведение кто-то написал! И у этого кого-то есть имя. Почему оно скрыто? Чтобы не отвечать при случае? Потрясающая наглость, которая давно стала классикой жанра.

Как РАО и ТА могли бы проверить предоставленный текст на плагиат внутри своей структуры и вне ее?
Хороший вопрос. И легко решаемый. Все, кто пишет тексты для сайтов, уже давно знакомы с программами антиплагиата. Любой текст на таких ресурсах проверяется на оригинальность. От результатов теста будет зависеть первоначальная его стоимость. Нет ничего проще, чем с помощью технологий проверить пьесу или инсценировку на совпадения. Либо по базе данных РАО и ТА, либо по всему интернету.

Если перед вами инсценировка, то программа выдаст ссылки на совпадение с текстом-оригиналом в интернете или похожими инсценировками по тому же произведению. Будут указаны процент совпадения, ссылки на ресурсы и в обязательном порядке – оригинальность текста. Если же процент совпадения большой, а оригинальность текста критически низкая, это весомый повод для сверки материалов. А если дублируется оригинальный участок другой инсценировки, то и подавно.

Если перед вами пьеса, то процент оригинальности текста должен быть высоким: у него и вовсе не должно быть первоисточника. Совпадение с другими материалами – безоговорочный повод для проверки.

Программу легко использовать как для поиска совпадений текстов внутри обеих организаций, так и для сверки с произведениями из сети. Такая предварительная работа с материалами перед их регистрацией ощутимо сократила бы количество авторских споров.

Справка о регистрации произведения в РАО имеет значение в суде. А значит, пора и РАО, и ТА относиться к своей работе ответственно. С пониманием вреда и пользы собственных действий.

Если регистрация плагиата все же произошла и возник авторский спор
РАО и ТА пора бы найти действенные инструменты для решения подобных конфликтов и внутри организаций, и вне их. Негоже структурам такого порядка расписываться в собственной беспомощности.

Присваивание авторства классикам
Пора отказаться от подобной практики. Это инструмент для недобросовестных людей и богатая почва для плагиата, который должен быть устранен. Драматург, при большом желании, может позволить театру беспроцентный прокат.

Уже и не стоит упоминать о том, насколько это некорректно по отношению к мировым великим авторам, когда им начинают приписывать беспрецедентно огромное количество некачественных текстов. А они уже и не могут ничего сказать в ответ. Так-то.

P. S.
На данный момент РАО и ТА хороши для сбора процентов. Если же вы окажетесь втянуты в авторский спор, а организации – не заинтересованными в нем сторонами, то вы останетесь один на один с проблемой. Вас, конечно, проконсультируют, скажут, что можно со всем этим сделать. На этом, в общем-то, все. И не имеет никакого значения, что вы тоже можете быть их автором и ваши права они должны бы защищать.

Статья написана 06.10.2019
На момент вашего просмотра информация может устареть.
Есть чем дополнить статью? Пишите в комментариях!
Рубрика «Будни писателя»

Аватара naperstajnka
naperstajnkaАвтор

Опубликовано 06.10.2019

Нет аватара
Пользователь

Авторизируйтесь

Ваша корзина пуста

Добавить товары