Мы рады вам!
Главная Блог О нас

Роль современной детской литературы

Роль современной детской литературы

Роль современной детской литературы в подготовке детей к пониманию русской классики (на примере книги рассказов Елены Костоусовой «Внучка Галя и бабушка Валя»)
 
Внучка Галя и бабушка Валя

Давно замечено, что человека формирует детство. От того, какими впечатлениями напитается детский ум, зависит способ мышления, нравственные установки человека, взаимоотношения его с другими людьми.

Большую роль в закладывании основ ребёнка играют книги. В дошкольном возрасте трудно переоценить роль сказки. Сказка созвучна миру малыша, который ещё многое не может объяснить и поэтому много фантазирует, пытаясь через волшебство, чудо осмыслить происходящее вокруг него. Язык сказки доступен ребенку, образы ярки и наглядны, динамичное развитие сюжета забавляет, увлекает.

Важно и то, что сказка объединяет людей разных поколений. Во-первых, сказки с детства знакомы взрослым и любимы ими, это общий культурный фон, который не в силах вытеснить никакие диснеевские мультфильмы. Во-вторых, как правило, малышу сказки читают или рассказывают родители, бабушки, то есть происходит своего рода ритуал вовлечённости детей и взрослых в совместный процесс, что особенно актуально для современной семьи.

Сказки готовят ребенка к восприятию серьёзной классической литературы. Та мудрость, которая заложена в них, заставляет размышлять над значимыми для человека нравственными категориями: добро, зло, совесть, стыд, дружба, предательство. Впоследствии ребенок, имея опыт рефлексии, уже сможет воспринимать глубину русской классики.

Знакомство ребенка с миром сказок происходит постепенно: сначала ему ближе сказки о животных, затем бытовые сказки и лишь потом – волшебные и авторские.

Среди произведений современных писателей, следующих фольклорным классическим традициям, хочется выделить сборник рассказов для детей «Внучка Галя и бабушка Валя» Елены Костоусовой, вышедший в 2017 году в издательстве «Союз писателей». Все рассказы в нём объединены композиционно, тематически и идейно.

Повествование строится вокруг двух основных образов – бабушки и внучки, что типично для бытовых русских сказок, причём раскрытие образов выдержано в традиционной манере. Бабушка наделяется мудростью, терпением, трудолюбием. Внучка – непоседливостью, любознательностью, умом, позволяющим осознавать свои ошибки и исправлять их. Все конфликтные ситуации, возникающие между ними, легко разрешаются благодаря умению прислушиваться друг к другу. В одном из рассказов появляется и мифический персонаж – Злость-старуха, которую бабушка с внучкой вместе стараются задобрить калачами, а затем и выпроваживают из дома. Как и в бытовых сказках, здесь бескорыстие берёт верх над жадностью, ум и смекалка – над глупостью. Шутка перемежается с серьёзной оценкой.

Грамотно выстроена композиция книги: в ней семь рассказов, объединённых «Прологом» и «Эпилогом». Думается, что количество историй выбрано неслучайно: число семь – сакральное (семь смертных грехов, семь добродетелей) и часто встречается в фольклоре: «за семью морями, за семью горами» происходит действие сказок; девушка, отправляясь выручать из беды суженого, берёт с собой «семь пар железных сапог» да «семь железных хлебов» и т. д.

В книге Елены Костоусовой также обращают на себя внимание традиционные для сказок элементы:

1. Сказовый зачин: «Жили-были внучка Галя да бабушка Валя». Поскольку книга написана для детей, неудивительно, что первой в ней упоминается девочка.

2. Пословицы, предваряющие каждую главу и передающие идею рассказа, например: «Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто», «За чужим погонишься – своё потеряешь». Они расширяют культурную и языковую компетенцию ребёнка, позволяют размышлять над глубиной строк и над тем, что содержание рассказа можно уложить в одно предложение.

3. Рефрен-эпифора, звучащий в конце каждого рассказа: «Бабуля у меня старенькая, ей помогать должно!» Психологами давно замечено, что именно последние фразы в тексте запоминаются детьми лучше всего. Например, кто не знает строки, которыми заканчиваются многие сказки: «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»? Повтор, который использует Елена Костоусова, формирует у детей правильные нравственные установки – помощь людям, которые нуждаются в ней.
Выделенные элементы, безусловно, важны в понимании идейного замысла книги Е. Костоусовой.

Нельзя не отметить сочный, колоритный язык рассказов.

Фонетическую сторону произведения характеризует традиционная для фольклорных жанров напевность («…а бабушка Валя на печке спит, седьмой сон видит»), иногда рифмовка строк («Спозаранку вставали, сделать всё успевали»), что способствует лучшему звуковому восприятию и запоминанию текста.

Многообразны лексические средства: устаревшие слова («подсобить», «управиться» с делами, «ладушка», «окаянный» и др.); традиционные для устного народного творчества слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («внученька», «бабуля», «утречком», «сарафанчик», «Злостьюшка»); лексика, характеризующая традиционный быт русской семьи («завалинка», «печь», «самовар», «парадная скатерть», «лавка»); прецедентные тексты – фразеологизмы, пословицы («жили душа в душу», «как ниточка с иголочкой», «работа не волк – в лес не убежит!», «медвежья услуга», «палец о палец не ударила»); концептуальная лексика, которая формирует набор базовых для русского человека понятий («душа», «дом», «семья», «труд», «гостеприимство»).

Названные лексические средства органично вплетаются в стилистику повествования и служат образовательным и воспитательным целям. Включение их в текст позволяет обогатить словарный запас ребёнка.

Среди грамматических средств, характерных для устного народного творчества, в рассказах встречаются однородные члены, соединённые союзом «да» («Жили-были внучка Галя да бабушка Валя»; «…призадумалась да позабыла»; «…присела рядом с внучкой да задумалась о чем-то»); сравнительные обороты («весь день вилась, как веретено»; «куда одна, туда и другая, как ниточка с иголочкой»); субстантивированные прилагательные («малая», «старая», «родимая»); бессоюзные сложные предложения с условно-временным значением («Есть терпение – будет и умение!», «…выпей чайку – забудешь тоску!»); инверсия, передающая особую сказовую интонацию («Однажды села старая вышивать», «Взяла внучка вышивку, а иголка и нитка её слушаться не желают») и др.
Все указанные языковые средства в комплексе с сюжетными линиями рассказов воздействуют на ум и сердце ребёнка, обогащая его интеллектуально и эмоционально.

Рассказы Елены Костоусовой, как и сказки, поучительны, динамичны, ярки, они заставляют размышлять над ситуациями, в которые попадает Галя. Важно, что представлены ситуации типичные, с ними ребёнок встречается в жизни. Поэтому он не просто ассоциирует себя с героиней, а применяет уже знакомые по рассказам обстоятельства в реальности. Особенно хороша эта книга для семейного чтения. Важно и то, что она готовит ребенка к восприятию классической литературы XVIII и ХIХ веков, потому что язык и стиль книги в целом соответствует языку и стилю произведений тех эпох.

Чтобы убедиться в этом, обратимся к эпизоду «Сон Обломова» в романе И. А. Гончарова.
«Сон» является ключом к пониманию характера героя, да и всего произведения в целом.
Фольклорные мотивы пронизывают этот фрагмент романа. Описание места действия, происходящие в имении события, всепобеждающий полуденный сон, сами действующие персонажи – всё насыщено сказочными аллюзиями. У ребёнка, знакомого с фольклором, одновременно всплывают в памяти и сцены из бытовых сказок, и сказочный замок с заколдованными жителями, и волшебный лес. Много внимания писатель уделяет сказкам няни и мамы и тому впечатлению, которое они производят на маленького Илюшу. Он показывает, как обстановка, в которой находился ребенок, сказки, услышанные в детстве и попавшие на благодатную почву, определяют дальнейшую его жизнь.

Стиль повествования И. А. Гончарова в «Сне Обломова» тоже напоминает сказовый. В этом легко убедиться на примере даже небольшого фрагмента: «…а он знай кушает себе да наряжается в готовое платье, а потом женится на какой-нибудь неслыханной красавице, Милитрисе Кирбитьевне». Очарование сказки проникает в сердце школьника, напоминая о ярких детских впечатлениях.
Немаловажным является и то, что всем произведениям писателя присущ дидактический колорит. По мнению И. А. Гончарова, роман должен «дать урок» читателю, искусство должно быть «поучительным». Эта особенность также сближает творчество автора «Обломова» с фольклорными произведениями.

Роман И. А. Гончарова «Обломов» (если рассматривать произведение в целом, а не один эпизод «Сна») исследователи по праву считают одним из первых философских и социально-психологических реалистических произведений. Он о смысле и содержании жизни отдельного человека и целого поколения. Автор рассматривает личность в контексте эпохи; при этом человек интересен ему в динамике духовного развития, поскольку И. А. Гончаров убеждён: душа и характер человека формируются всю жизнь в постоянной борьбе желаний и убеждений, с одной стороны, и общества и принятых в нём правил – с другой.

Именно эти проблемы поднимаются и в книге Е. Костоусовой. Мы видим, какие жизненные уроки усваивает Галя с помощью бабушки, как меняется её внутренний мир – от эгоизма к заботе и бескорыстию. Наконец, в «Эпилоге» показано, в чём заключается смысл жизни для русского человека: «…замуж за видного молодца вышла, детки у них появились… Разрослась семья. И все как на подбор – работящие да голосистые». И этот идеал замечательно соотносится с народной философией и философией И. А. Гончарова, который в жизни ценил гармонию, взвешенность и равновесие. Следовательно, можно утверждать, что в книге «Внучка Галя и бабушка Валя» представлен взгляд на мир в традициях И. А. Гончарова.

Таким образом, рассказы для детей современного писателя Е. Костоусовой готовят детей к восприятию и глубокому пониманию лучших образцов классической литературы, продолжают традиции писателей-реалистов и выполняют познавательную, воспитательную, эстетическую функции.

Л. А. Калинина, канд. филол. наук, доцент
ФГБОУ ВО «Глазовский государственный
педагогический институт им. В. Г. Короленко»

Статья вышла в журнале «Союз писателей»
Номер 4/2018
г Новокузнецк
Нет аватара
Пользователь

Авторизируйтесь