Мы рады вам!
Главная Блог О нас

Волшебство вокруг нас...

Журнал "Союз писателей"
No 1/2018

Чем отличаются дети от взрослых? Всё очень просто: они живут в сказке! Задача родителей – сделать так, чтобы ощущение волшебства, которое можно потрогать рукой, окунуться в него, словно в голубую гладь озера, вдохнуть его аромат, как аромат спелых мандаринов под Новый год, оставалось с ними на долгие годы. И при этом, продлевая время, которое малыши проведут в мире радужных иллюзий, их нужно подготовить ко взрослой жизни, объяснить прописные истины и помочь адаптироваться в окружающей действительности, когда придёт пора прощаться со сказками. Помогают в этом книги, которые специально для девчонок и мальчишек пишут авторы-современники. Они прекрасно понимают детскую психологию, говорят с ребятами на одном языке и бережно подводят их к пониманию правильного и неправильного, в игровой форме объясняя, где проходит черта, отделяющая плохие поступки от хороших.Одним из волшебников от литературы можно назвать замечательную писательницу Елену Костоусову. Некоторое время назад в издательстве «Союз писателей» вышла её развивающая книга с карточками «Сказка о цифрах», призванная научить маленьких читателей азам арифметики. Но Елена не остановилась на достигнутом и написала ещё две книги для детей: «Внучка Галя и бабушка Валя» и «История новогодней ёлочки». В интервью талантливая писательница поведала нам, где водится волшебство и как отразить его на страницах детских книг.

– Здравствуйте, Елена. Расскажите, что для Вас значит быть писателем? Трудно ли создавать книги для детей?

Волшебство вокруг нас...

– Здравствуйте. Если честно, то не знаю. По определению я вроде бы писатель, но таковым себя не чувствую. Трудно ли создавать книги для детей? Писать вообще трудно, а для детей в особенности. Есть очень много ограничений, в которые надо вписаться. А ещё это большая ответственность. Маленький читатель априори доверяет автору, не подвергает сомнению его утверждения, и, как следствие, вы с лёгкостью можете причинить ему вред. А это уже пугает. Приходится десять раз перечитать, двадцать раз подстраховаться, и раз пятьдесят спросить самого себя: а ты уверен, что так правильно? И во всем этом действе участвует огромное количество людей: ты и сотрудники издательства. И это только начало пути. Ты просто создал произведение. Между твоим творением и его потенциальным читателем, в отличие от взрослой литературы, стоит посредник в лице родителя, и нужно ещё убедить его купить вашу книгу.
– Когда Вы впервые почувствовали, что хотите и можете писать? Что это было: стихи или проза? Как называлось первое произведение и о чём в нём говорилось?
– Если честно, никаких спонтанных порывов я не чувствовала. Просто занималась этим с раннего детства. Мой отец – Костоусов Виктор Петрович – писал стихи и романы. Его издавали в местных газетах. Он часто рассказывал нам фантастические истории и играл с нами в игры, где надо было сочинять и выдумывать. В нашей семье это было нормой. Просто однажды я поняла, что могу это делать не хуже моих старших братьев. У меня вышел очень ладный стишок про снегиря. В школе я встретила своего будущего соавтора Ирину Александровну Рудич. Стали сочинять уже вместе с ней. Потом у меня родилась дочь София. Мы и с ней стали выдумывать истории. Много идей мне подкинули родители. Так или иначе, это совместное творчество. Для меня это способ выразить моё (или наше) отношение к миру. Я просто не знаю, что значит жить без этого. Но зачастую мир фантазий сильно усложняет жизнь.
– Возможно, Ваша работа вне литературы имеет какое-то отношение к искусству или общению с подрастающим поколением? Расскажите о Вашей деятельности и как Вам удаётся совмещать её с писательством?
– Я работаю в Ульяновском областном театре кукол имени народной артистки СССР В. М. Леонтьевой. По должности – актёр-кукловод высшей категории. Ведущий мастер сцены. Я люблю свою работу. Помимо спектаклей, у нас часто проходят встречи с ребятами по различным поводам, которые организуют наши неутомимые педагоги. Руководство театра очень положительно относится к тому, что его сотрудники развиваются в разных областях, что меня не может не радовать. Благодаря этому в театре поставлен спектакль «Три поросёнка» по инсценировке, которую написали мы с Ириной Рудич. Ирина же одновременно является и режиссёром-постановщиком данного спектакля.

Елена Костоусова

– Верите ли Вы в волшебство и должны ли верить в него Ваши читатели? До какого возраста, как Вы считаете, мальчишкам и девчонкам стоит думать, что Дед Мороз, Снегурочка и другие сказочные персонажи существуют? Возможно ли сохранить волшебное восприятие мира до конца жизни и что для этого нужно?
– Верю ли я в волшебство? Конечно! Мы создатели жизни в прямом смысле. До какого возраста дети могут верить в Деда Мороза? Да я и не уверена, что его нет. Кто его знает? А вдруг он всё же существует...
Меня скорее удивляет утверждение взрослых, что они не верят в чудо. А при этом одни кормят молоком домового, другие обращаются к гадалкам, а третьи, так, на всякий случай, ставят веники помелом вверх – от сглаза. Мы никогда не перестаём верить в чудеса. Просто у взрослых свои правила игры, свои представления о том, что возможно, а что, по их мнению, выдумка.
– «Сказка о цифрах», «Внучка Галя и бабушка Валя», «История новогодней ёлочки». Какую книгу Вы могли бы назвать своей любимой и посоветовали бы малышам познакомиться с ней прежде всего и почему?
– Сложно ответить. Каждой из них в сердце отведён свой уголок. Но любимая, наверное, «Сказка о цифрах». Она самая большая. Её путь самый сложный. И писала я её для дочери, когда та была ещё совсем малышкой и жутко не любила учить цифры. Пришлось придумать сказку, чтобы она изменила к ним отношение.

сказка о цифрах

«Внучка Галя и бабушка Валя» – сказка, придуманная моей мамой, Костоусовой Галиной Егоровной. Я её записала, а позже переработала, чтобы она подошла издательству. Это скорее её детище – о ней и о моей дочери.

веселые рассказы

А «История новогодней ёлочки» – это мой подарок детям.

новогодняя сказка

– «История новогодней ёлочки» – произведение, которое в самом буквальном смысле переносит в сказку. Как родилась идея его создания?
– Эта сказка родилась из другой, плавно превратившись в нечто новое. Я подумала, что мы очень мало знаем о том, как живут Дед Мороз и Снегурочка. Какие чудеса скрывает их лес? Как Дед Мороз получает письма? У меня возникла масса вопросов. На все я не успела ответить. Кто знает, может, отвечу в следующий раз.
– Хотели бы Вы побродить по миру, в котором то, что мы привыкли считать фантазией, самая настоящая реальность? Что привлекло бы Ваше внимание прежде всего: комната, где живёт Эхо? Леденцовый вулкан? Поляна заветных желаний?
– А кто не хочет? Конечно! Только недолго. Уж очень мне нравится наша реальность. Здесь я могу, читая книги, переходить из мира в мир. А там, скорее всего, это будет проблематично. Наверное, больше внимания привлёк бы мальчик Эхо. Ведь я девочка.
– Есть ли какая-то мечта, которую Вы бы доверили на хранение обитателям Волшебного леса?
– Думаю, доверила бы ту, что уже сбылась. Просто чтоб не забывать... А ещё мечты моей дочери. Теперь её черёд. Пусть они будут и воплощаются.
– Новый год – чудесный праздник. С чем он ассоциируется именно у Вас, ну, кроме мандаринов, оливье и шампанского?
– Праздника я жду всегда. Как и все. Просто в театре это скорее тема для анекдотов. «Какой Голливуд? У нас Ёлки!» Ассоциируется в первую очередь с работой. Очень много работы!
– А был ли в Вашей жизни случай, когда в канун Нового года случилось какое-то чудо?
– Моя дочь родилась 5 декабря. Самое большое чудо в моей жизни.
– Современные дети мало читают. Что нужно, чтобы вернуть им любовь к книгам? Произведения в каком жанре, как Вы думаете, востребованы у ребят разных возрастных категорий – от дошколят до старшеклассников?
– Я уверена, что это заблуждение. Дети читают очень много. Даже сидя в Интернете, они без конца читают. Вывод – потеряна связь не с детьми, а с родителями, которые непосредственно покупают книгу.
Жанры? Самые разнообразные. Взрослые со своими интересами вырастают из детей. Нужны абсолютно все жанры. Но! Чтобы ребёнок получил книгу, в отличие от взрослого, надо наладить связь с тем, кто её ему купит. Убеждать надо родителей. В подростковом возрасте ситуация кардинально меняется. Ребёнок уже начинает выбирать сам, но упускать родителей из виду нельзя. Если они не одобрят его выбор, то и денег не дадут. Математика отношений тут очень проста.
– Две Ваши книги вышли в рамках программы «Новые имена современной литературы». Поделитесь Вашим опытом участия в программе. Что бы Вы пожелали авторам, которые только планируют подать заявку на участие?
– Что могу пожелать? Конечно, чтобы их заявка была одобрена. Гораздо проще, когда ты знаешь, что за твоим детищем неусыпно присматривают. Кроме того, для меня решающим фактором стало то, что я никогда бы не осилила большой тираж. А как проверить свои силы в полевых условиях, если ты не можешь выйти в поле? Я уже не говорю о том, каким вниманием окружили моих «деточек». :-)
За что огромное спасибо всем-всем – Ирине Игоревне Суховейко, Марии Соседко, Екатерине Кузнецовой, Людмиле Чеботарёвой, Ирине Мазурян, Александру Дьяченко, Алисе Дьяченко, Марине Дьяченко, Анне Ивановой, Инне Мамотюк и всем тем, кто работал и работает с моими книгами!
– Есть ли творческие планы на ближайшее будущее? Возможно, нас ждут не только детские книги, но и книги для взрослых?
– Ой! Планов громадье! Но времени катастрофически не хватает! Есть и идеи, и разработанные сценарии, но нет времени сесть и написать. Возможно, в будущем – да. Но пока меня хватает лишь на то, чтобы выпускать в жизнь уже созданное. А этого тоже немало. Сейчас в работе две электронные книги. Посмотрим, как пойдёт.
– Что бы Вы пожелали своим читателям в Новом году?
– Человеческого счастья! Такого, каким они его себе представляют!
– Спасибо, Елена, за развёрнутые ответы. Будем надеяться, что наш мир станет чуть более волшебным и сказочным в новом году, а Вы поможете нам ощутить это волшебство и проникнуть в сказку.

ИСТОЧНИК >>>
No 1/2018
Пиар-менеджер издательства «Союз писателей», руководитель московского отделения МСТС «Озарение» Екатерина Кузнецова.

1/2018